Комментарии Патриарха чань-буддизма

Ханьшань Дэцина к "Даодэ-цзин"


Глава 7.



"Небо и Земля вечны. Они вечны, потому что живут не для себя.
Поэтому святой человек ставит себя позади, но оказывается впереди. Ставит своё тело вовне (не заботится о нём), но оно продолжает существовать. Не из-за бескорыстия ли это? Благодаря бескорыстию реализуются его же интересы".



Здесь говорится о том, что благодаря тому, что Земля и Небо не живут, поэтому они вечны. Этим сравнивается святой человек, у которого по причине того, что он забывает о своём теле, оно продолжает существовать (вечно). Смысл здесь в том, что все люди стремятся к своей личной выгоде. Но они не знают, что имеющий "Я" и стремящийся к личной выгоде, не долговечен. Какая вещь может быть вечной? Только Небо и Земля. Небо и Земля потому вечны, потому что они живут не для себя. Святой человек же является вечным, поскольку он внутренне постигает "Дэ" (Добродетель) Неба и Земли. Он не стремится быть впереди людей, преследуя свои личные интересы. Поэтому люди радостно продвигают его и никогда не испытывают к нему отвращение. Поэтому говорится: "ставит себя позади, но оказывается впереди". Святой человек не любит своё тело, теряя тем самым Дао. Поэтому хотя его тело умирает, но Дао (Путь) остаётся. Его Дао тысячелетия существует как живое. Поэтому и говорится: "ставит своё тело вовне, но оно продолжает существовать". И здесь Лаоцзы спрашивает: "Из-за своего бескорыстия ли святой человек как раз и реализует свои же интересы?" Обычные же люди в интересах своего тела строят долговременные планы на тысячи лет. Но в результате тело умирает, и их имя исчезает бесследно. Поэтому хотя они и действуют в своих интересах, они их не могут реализовать. И разве могут они стать вечными?