Сутра Алтаря Шестого Патриарха


Глава 3. Вопросы о сомнениях


В один из дней глава округа г-н Вэй устроил большой вегетарианский приём Сангхи. По окончании приёма глава округа попросил Патриарха подняться на трон и, поклонившись ему дважды в ноги вместе с чиновниками правительства, служивыми и простолюдинами, спросил: «Я, Ваш ученик, прослушал проповеди Вашего Святейшества. Это действительно потрясающе. Но у меня есть некоторые сомнения. Прошу Вас проявить великое сострадание и разъяснить их для меня”. Патриарх ответил: «Если есть сомнения, то спрашивайте, и я дам Вам наставления». Г-н Вэй спросил: «То, что Вы проповедуете, является ли это основными принципами учения Бодхидхармы?» Патриарх ответил: «Да». Глава округа тогда продолжил: «Ваш ученик слышал, что когда Бодхидхарма впервые наставлял императора Лян Уди, император спросил его: «Я всю жизнь строю монастыри и даю разрешение на пострижение в монашество, делаю пожертвования и вегетарианские приёмы Сангхи. Какую добродетель заслуг я приобретаю от этого?» Бодхидхарма ответил: «В действительности, Вы не приобретаете от этого никакой добродетели заслуг». Я не понимаю, почему он так ответил. Прошу, Ваше Святейшество, дайте мне наставления». Патриарх сказал: «В действительности от этого не обретается добродетель заслуг. Не подвергайте сомнению слова Святого прошлого. Сознание императора было омрачено, и он не знал истинной Дхармы. Строительство буддийских монастырей, пострижение в монашество, пожертвования и вегетарианские приёмы Сангхи – всё это называется стремлением к счастью (даруемому Буддой). И это счастье не есть добродетель заслуг. Добродетель заслуг находится в Дхармакае. И она не достигается практикой накопления счастья». Патриарх продолжил: «Видение Самоприроды – это заслуга. А равенство – это добродетель. Когда в каждое мгновение нет препятствий, и когда постоянно видишь мистическое функционирование истинной реальности изначальной природы – это называется добродетелью заслуг. Скромность в душе – это заслуга. А следование вовне ритуалу – это добродетель. То, что Самоприрода создаёт все Дхармы – это заслуга. А то, что сущность сознания отстраняется от мыслей – это добродетель. Если не отходишь от своей Природы – это заслуга. А когда должным образом её используешь, не загрязняясь – это добродетель. Если ищешь добродетель заслуг Дхармакаи, то, поступая на основе того, что я только что сказал, обретёшь истинную добродетель заслуг. Человек, совершенствующий добродетель заслуг, никогда не относится с пренебрежением (недооценивая) к другим, но всегда проявляет ко всем уважение. Тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим людям, не отсёк своё «эго», поэтому у него само собой отсутствуют заслуги. И в этом случае его Природа (Самоприрода) в иллюзии и не реальна. У него нет добродетели, поскольку он сам мнит себя великим и ко всему относится с пренебрежением.
Ищущие истину!
Когда мгновение за мгновением следует без прерывания (о концентрации сознания в процессе медитации) – это заслуга. А когда сознанием практикуют равенство и прямоту – это добродетель. Когда сами совершенствуем свою Природу – это заслуги. А когда сами совершенствуем своё тело – это добродетель.
Ищущие истину!
Добродетель заслуг нужно увидеть внутри себя в своей Природе (Самоприроде). И её не обрести с помощью пожертвований и подношений. Поэтому добродетель счастья и добродетель заслуг отличаются друг от друга. Император Лян Уди не понимал истины, и в этом нет вины нашего патриарха».
Глава округа г-н Вэй задал следующий вопрос: «Я, Ваш ученик, часто вижу как монашествующие и миряне читают мантру Омитхофо (имя Будды Амитабхи) с пожеланием переродиться в Западной чистой Земле. Скажите, Ваше Святейшество, смогут ли они там переродиться? Разрешите мои сомнения». Патриарх ответил: «Слушайте меня внимательно г-н Вэй. Я объясню Вам это. Будда Шакьямуни в городе Шравасти проповедал сутру введения людей в Чистую землю и там ясно указывается, что до неё недалеко. Если говорить образно, то до неё 108 тысяч ли, которые представляют 10 зол и 8 заблуждений в нашем теле. Она далека для людей со слабыми способностями, и она близка для людей с высшей мудростью. Люди бывают двух типов (мудрые и глупые). Но Дхарма не бывает двух видов. Это люди отличаются друг от друга в зависимости от того в заблуждении они или в прозрении. И понимание может у них наступить либо медленно, либо быстро. Человек, который в заблуждении, читает мантру Омитхофо и просит рождения в Западном раю, но прозревший человек сам очищает своё сознание. Поэтому Будда сказал: «Насколько чисто сознание, настолько чиста Земля Будды». Если Вы человек с Востока, но если Ваше сознание чисто, то у Вас нет грехов. А если Вы человек с Запада, но Ваше сознание нечисто, то Вы в грехе. Человек с Востока совершает грехи и молится Будде Амитабхе о том, чтобы родиться в Западной Земле. Но о рождении куда тогда молиться Будде человеку с Запада, совершающему грехи? Простые люди не понимают свою Природу (Самоприроду) и не видят Чистую Землю в своём теле. Поэтому они желают быть то на Востоке, то на Западе. Но для прозревшего человека везде одинаково. Поэтому Будда сказал: «Где бы вы не жили, будьте всегда спокойны и радостны». Если земля Вашего сознания добра, то до Западной Земли будет недалеко. Но если Ваше сознание злое, Вам трудно будет молением Будде переродиться в Чистой Земле. Сегодня я советую Вам вначале устранить 10 зол (из своего сознания), тогда Вы пройдёте 100 тысяч ли. Затем устраните 8 зол и тогда Вы пройдёте оставшиеся 8 тысяч ли. Если в каждое мгновение смотреть на свою Природу и постоянно практиковать равенство и прямоту, то в мгновение ока Вы достигните Чистой Земли и увидите там Амитабху. Если вы практикуете 10 добродетелей, то не будет для Вас необходимости желать перерождаться где-либо. Но если Вы не устраните 10 зол из своего сознания, разве придет Будда встречать вас, чтобы перевести в свою Землю? Если Вы постигните Дхарму не рождения (и не смерти, Дхарму недвойственности), Вы увидите Западную Землю в одно мгновение. Но если Вы не прозреете, то трудно будет Вам туда добраться молением Будде Амитабхе. Я и все люди могут переместиться в Западную Землю в одно мгновение. Хотите ли Вы увидеть её прямо сейчас?» Все присутствующие стали падать ниц и отвечали: «Если мы прямо сейчас здесь увидим Западную Землю, тогда не будет для нас необходимости желать перерождаться там. Просим Вас проявить сострадание и показать Западную Землю, чтобы все смогли её увидеть». Патриарх сказал: «Верующие! Материальное тело каждого человека – это город. Глаза, уши, нос, язык – это ворота. Вовне есть 5 ворот. Внутри есть ворота мышления. Сознание – это земля. Природа (Самоприрода, Сущность) – это император. Император живёт на земле сознания. Когда природа присутствует, присутствует и император. А когда уходит Природа, исчезает и император. Если Природа присутствует, то тело и сознание существуют. А когда Природа уходит, тело и сознание разрушаются. Буддой становятся через свою Природу, и не нужно искать состояния Будды вне своего тела. Если вы не осознаёте свою Природу – вы живые существа. А когда вы прозреваете свою Природу, вы становитесь Буддой. Сострадание – это Авалокитешвара (Первая из двух главных Бодхисаттв Чистой Земли). Радость в жертвенности (даянии) называется Махастхамой. (Вторая из двух главных Бодхисаттв Чистой Земли). Способность к чистоте – это Будда Шакьямуни. Равенство и прямота (преданность, честность) – это Амитабха. Идея «Я» и «Люди» (разделение на себя и других) – это гора Меру. Ошибочное сознание – это морская вода. Клеши – это волны. Злые деяния – это злые наги. Иллюзия – это духи и божества. Беспокойства от сенсорных объектов – это рыбы и черепахи. Страсть и гнев – это ады. Глупость – это животные.
Ищущие истину!
Постоянно практикуя 10 добродетелей, достигаем рая. Когда мы устраняем разделение на «Я» и «других людей», тогда гора Меру обрушится. Когда мы устраним ошибочные представления из своего сознания, тогда морская вода высохнет. Когда у нас не будет клеш, исчезнут волны. Когда мы забудем о злых деяниях, исчезнут рыбы и наги. И тогда Так Приходящий (Будда) Природы Прозрения земли Вашего собственного сознания испустит великое сияние, которое вовне очистит 6 дверей (органов чувств) и устранит 6 желаний (соответствующих органам чувств). Затем ваша природа озарит вас внутри и устранит 3 яда. В результате, в мгновение исчезнут все грехи. Внутри и вовне будет полная ясность, и это состояние не будет отличаться от Западной Земли. Если не практиковать таким образом, то как вы сможете тогда достичь Чистой Земли?»
Все присутствующие, выслушав проповедь Патриарха, поняли, как им увидеть Самоприроду. Все они поклонились в ноги Патриарху и восклицали «Как прекрасно!» Затем они пропели в один голос: «Желаем, чтобы все живые существа Дхармадхату (Вселенной), услышав проповедь Патриарха, обрели мгновенное прозрение!»
Патриарх сказал:
Ищущие истину!
Если вы желаете практиковать, это можно делать и дома. Не обязательно совершенствоваться в монастыре. Дома можно практиковать. Практикующий дома подобен человеку с Востока, у которого доброе сердце. А тот, кто живёт в монастыре, но не практикует, подобен человеку с Запада со злым сердцем. Но когда ваше сознание станет чистым, ваша Природа (Самоприрода) окажется в Чистой Земле».
Глава округа спросил: «Как нам совершенствоваться дома? Просим Вас научить нас». Патриарх ответил: «Я передам вам бесформенный гимн. Если совершенствоваться по нему, то вы будете всегда рядом со мной. Но если вы не будете практиковать то, чему учит этот гимн, то какая польза будет для вашего Дао оттого, что вы пострижёте свои волосы и покинете свой дом для монашества?
Гимн читается:

Если сознание в покое, зачем тогда утруждать себя соблюдением обетов(Шилы)?
Если практикуешь прямо вперёд, к чему совершенствоваться в медитации?
По принципу благодарности мы заботимся о родителях.
По принципу справедливости вышестоящий и нижестоящий жалеют друг друга.
По принципу уступчивости старший и младший находятся в мире и согласии.
По принципу терпения мы не ропщем даже в окружении толпы врагов.
Если сможешь трением по дереву получить огонь, то в болоте (состоянии заблуждения) непременно родится красный лотос (Прозрение чистой Природы Будды).
Горькое на вкус – это хорошее лекарство.
То, что неприятно слышать – это искренние слова.
Исправляя свои ошибки, мы неизбежно рождаем мудрость.
Защищая свои ошибки и недостатки, мы показываем неправедность в своём сознании.
В своей повседневной жизни постоянно практикуйте милосердие.
Но Прозрение (обретение Дао) не достигается пожертвованием денег.
Бодхи ищите только в своём сознании.
Зачем утруждать себя поисками мистики вне себя?
Практикуйте на основе того, что Вы сейчас слышите, и рай окажется прямо перед вами».

Патриарх затем сказал: «Учителя! Вы все должны совершенствоваться на основе этого гимна, чтобы увидеть свою Природу, напрямую стать Буддой и обрести Дао. Дхарма не ждёт. Вы можете теперь разойтись. Я возвращаюсь в Цаоси (Наньхуасы). Если у вас возникнут сомнения, можете прийти и спросить меня».
Глава округа, чиновники местного правительства, добропорядочные мужчины и преданные женщины, все обрели прозрение. Они в вере приняли учение и стали благоговейно осуществлять его на практике.